12 августа
7:42:05
на момент последнего обновления

Работа площадки: круглосуточно. Служба поддержки: с 9:00 до 20:00. 

14
июл

Госзакупки до 200 млн. рублей будут проводиться только через Конкурсы или Аукционы

подробнее →
09
июн

Экспертный совет по контрактным отношениям при Минэкономразвития не поддержал проект отбора ЭТП по 223-ФЗ

подробнее →

Новости


14.07. 10:55 23 июня правительство внесло в Госдуму проект поправок в закон №223-ФЗ Законопроект, разработанный Минэкономразвития, предполагает ужесточение регулирования закупок

23 июня правительство внесло в Госдуму проект поправок в закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Законопроект, разработанный Минэкономразвития, предполагает ужесточение регулирования закупок у малого и среднего бизнеса, проводимых компаниями с государственным участием. Об этом 8 июля в ходе круглого стола на тему «Получат ли предприниматели госзаказ?» напомнил генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Постановлением правительства №1352 от 11 декабря 2014 года обязательная доля таких закупок установлена на уровне не менее 18% от всех закупок. Однако по факту, согласно оценкам экспертов, не превышает 10–11%.

Для того, чтобы изменить ситуацию, предлагается те компании с преобладающим госучастием, которые в закупках не «дотягивают» до нормативных 18%, на год переводить под действие закона №44-ФЗ «О контрактной системе…». В отличие от 223-ФЗ, он не предусматривает для заказчика возможности устанавливать собственное положение о закупках. Процедура госзакупок по 44-ФЗ одна для всех, а за несоблюдение любых сроков и процедур назначаются штрафы. Отдельные госкомпании (на усмотрение правительства) предлагается лишить права устанавливать внутренние положения о закупках вне зависимости от процента, который у них отведен на долю поставщиков из малого и среднего бизнеса.

Другая мера законопроекта – установление конкурса или аукциона в качестве обязательной процедуры закупки в случае, когда ее объем не превышает определенного уровня (предлагается планка в 200 млн. руб.). На сегодняшний день более 40% общего объема закупок госкомпаний приходится на «иные способы закупки», которые чаще всего представляют собой закупки у единственного поставщика.

Кроме того, из 223-ФЗ планируется исключить норму об установлении требований к поставщикам непосредственно в положении о закупке. Отборочные требования можно будет формулировать непосредственно в закупочной документации. По замыслу разработчиков, это помешает недобросовестным заказчикам заранее ограничивать количество претендентов на участие в закупках.

Также законопроект устанавливает понятие закупки в электронной форме. Для электронных площадок вводятся единые правила функционирования, нарушение которых может стать поводом для обжалования закупочных процедур в антимонопольном органе. По мнению Сергея Габестро, значительное расширение оснований для обжалования, с одной стороны, прибавляет поставщикам шансов на победу в спорах с заказчиками, а с другой — может вызвать значительный рост необоснованных жалоб от недобросовестных участников и в итоге довести закупочные процедуры до коллапса.


09.06 18:05 Одним из главных пунктов повестки был проект отбора электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения торгов в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223

 

22 апреля на площадке «Деловой России» прошло очередное заседание Экспертного совета по контрактным отношениям при Минэкономразвития. Одним из главных пунктов повестки был проект отбора электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения торгов в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223.

Модерировал мероприятие председатель совета, сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В заседании также приняли участие замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, а также эксперты совета, члены общественных организаций, представители антикоррупционных организаций и вузов, заказчики, представители бизнес-сообщества, гражданские активисты.

Антон Данилов-Данильян заявил о необходимости «перезагрузки» работы Экспертного совета, придания ему большего веса в принятии влияющих на отрасль решений. Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития, по мнению председателя совета, при разработке нормативно-правовых актов и выработке важнейших решений по регулированию закупочной деятельности практически не советуется с экспертами в области закупок.

 

«Мало просто рассылать по членам Экспертного совета какие-то предложения в области государственных и корпоративных закупок, – сказал он. – Очень важно вырабатывать коллективные решения на заседании самого совета. Это положение есть и в приказе министра о создании совета, и очень хорошо понимается нами. К сожалению, почти все нормативные акты в сфере закупок принимаются кулуарно без участия членов совета. Между тем, именно в спорах рождается истина, важнейший компромисс, который мы потом будем транслировать всему обществу».

Антон Данилов-Данильян напомнил, что члены Экспертного совета – это крупные специалисты, лидеры общественного мнения по своим направлениям. «Надо вести с ними разговор, не надо прятаться, – призвал он представителей Минэкономразвития. – Иначе результатом работы министерства будет выход некоего решения, которое с членами совета не обсуждалось и зачастую расходится с представлениями экспертов в области закупок, аргументы не ясны, пояснительные записки либо не всегда доступны, либо куцые. Всё это порождает напряжение, абсолютно не нужное ни департаменту, ни министерству в целом». По словам главы Экспертного совета, на 10 марта насчитывалось 10 важнейших  нормативных актов, которые вообще не обсуждались с советом, – один закон и девять постановлений правительства. Необходимо все проекты нормативных актов в сфере закупок выносить на публичное обсуждение совета».

«Мы действительно считаем, что необходима некоторая «перезагрузка» либо активизация экспертного совета, – согласился замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. – В последнее время мы наблюдаем целый ряд тенденций, которые не могут нас не настораживать. Более того, появились новые факторы, которые сейчас начали достаточно серьёзно влиять на всю нашу деятельность».

 

Участники заседания рассмотрели инициативы министерства по отбору операторов электронных площадок для проведения торгов в соответствии с 223-ФЗ. Практически все эксперты посчитали такой административный отбор нецелесообразным, нарушающим принципы здоровой конкуренции и предложили ввести вместо него принципы рыночного саморегулирования и деятельности на основе единых установленных государством требований без ограничения количества участников ещё достаточно молодого рынка ЭТП.

Множество вопросов у экспертов вызвал и проект Минэкономразивития по отбору ЭТП в соответствии с 44-ФЗ. «Ведомство пошло по пути отбора специализированной организации, которая должна будет принять решения, какие из площадок будут вправе работать (т. н. «технологический аудит». – deloros.ru), – напомнил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта. – Мы считаем, что те критерии, по которым будут отбираться площадки, непрозрачны. Они не были доведены до мнения экспертного сообщества. Создаётся опасение, что качественно отобрать площадки, которые бы учли все существующие проблемы, не получится. Такая спешка по отбору площадок нам не понятна».

Участники заседания отметили, что проект отбора ЭТП по ФЗ-44 содержит коррупциогенные нормы, допускает непрозрачный, основанный на субъективных критериях и предпочтениях отбор операторов группой чиновников без участия гражданского общества. Эксперты сошлись во мнении, что, прежде чем отбирать ЭТП, нужно написать и утвердить единые требования к ЭТП. Затем можно провести аудит существующих ЭТП и лишь после этого решать, соответствуют ли ЭТП требованиям, расширять ли список, проводить ли новый отбор.

 

Справка:

Государственные закупки (44-ФЗ) и закупки госкомпаний (223-ФЗ) продолжают играть важную роль в стимулировании развития российской экономики. Повышение их эффективности невозможно без обеспечения механизмов закупок, отвечающих базовым принципам конкурентности и прозрачности.

По данным портала закупок www.zakupki.gov.ru, в 2014 году сумма опубликованных извещений по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составила 23,8 трлн руб.

Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком. Годовой объём закупок органов госвласти составляет более 6 трлн руб., еще более 17 трлн. – это закупки компаний с госучастием, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений. Таким образом, более 30% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора – систему контрактных отношений. Эта система является главным инструментом, обеспечивающим практическое выполнение обязательств государства перед населением и мощным механизмом развития отечественного бизнеса.

В настоящее время работает пять федеральных электронных торговых площадок, уполномоченных правительством РФ на работу в рамках 44-ФЗ, а ранее – в рамках 94-ФЗ (отобраны в январе 2010 года как уполномоченные электронные площадки при проведении государственных и муниципальных закупок).

В настоящее время работает 127 электронных площадок, обеспечивающих закупки в соответствии с 223-ФЗ. Специальный отбор таких площадок не проводился, заказчики вправе в отличие от 44-ФЗ проводить процедуры закупок на любых площадках.


14.04. 15:20 Как сообщает ведомство, за I квартал в управление поступило 339 обращений заказчиков о включении контрагентов в Реестр недобросовестных поставщиков

Управление ФАС по Алтайскому краю с начала года отмечает резкий рост жалоб на победителей торгов, которые отказываются заключать контракты.

Как сообщает ведомство, за I квартал в управление поступило 339 обращений заказчиков о включении контрагентов в Реестр недобросовестных поставщиков. Тогда как за весь 2014 год антимонопольная служба зафиксировала только 289 обращений с тем же требованием.

Основной претензией, которую предъявляют заказчики к поставщикам, является уклонение последних от заключения контракта на этапе его заключения по итогам торгов.

И в период кризиса вопрос о включении компаний и предпринимателей в Реестр недобросовестных поставщиков стал наиболее острым. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павел Нестеров вынес эту тему на обсуждение Общественно-консультативного совета, который состоялся в УФАС в конце марта.

Также на прошлой неделе руководитель ведомства Степан Поспелов сообщил журналистам, что ужесточились требования к поставщикам, которые выбраны по итогам аукционов. И последствия неисполнения контрактов стали для них более серьезными.

Если раньше в Реестр недобросовестных поставщиков включалась только компания, которая нарушила условия договора, то сейчас вносятся данные и об учредителях. И в дальнейшем «фигуранты» реестра не имеют право принимать участие в торгах в течение нескольких лет. До нововведения учредители регистрировали новые компании и вновь выходили на госзакупки, теперь эта лазейка стала недосупна.


24.02. 14:25 Минэкономразвития предлагает ускоренно перевести унитарные предприятия на более жесткие процедуры закупок

Минэкономразвития предлагает ускоренно перевести унитарные предприятия на более жесткие процедуры закупок. Сейчас чиновники размещают через ГУПы заказы, чтобы избежать слишком пристального контроля.

Законопроект, который распространяет закон о контрактной системе (44-ФЗ) на государственные и муниципальные унитарные предприятия с 1 июля 2015 г., находится на рассмотрении в правительстве, рассказал «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Сейчас они проводят закупки по более мягким правилам, таким же, как и для госкомпаний(регулируются 223-ФЗ). Ведомства переводят закупки на унитарные учреждения, говорит представитель ФАС, по такой схеме из-под жестких правил выводится до четверти бюджета, особенно в крупных муниципальных образованиях. Госзаказчик может вообще не проводить торги, а дать субсидию своему ГУПу из бюджета муниципального образования, рассказывает он.

В действующем законе для ГУПов и МУПов установлен переходный периоддо 2017 г. — это было предложение властей Москвы и некоторых других регионов. По 223-ФЗ ГУП вправе сам определить процедуру закупки, госзаказчик может вообще не проводить торги, критикует представитель ФАС. 223-ФЗ дает больше свободы заказчику, ключевая претензия к закону о контрактной системе — избыточная регламентация, считает директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев, распространение закона на ГУПы и МУПы только увеличит их временные издержки.

Минэкономразвития считает, что ускоренный перевод унитарных предприятий на правила госзаказа позволит сэкономить бюджетные средства. По подсчетам ведомства, в первый же год работы закона о контрактной системе экономия увеличилась в два раза. В 2013 г. (когда работал еще 94-ФЗ) цена в ходе торгов была снижена на 424 млрд руб. (7% от общей суммы заказа), а в 2014 г. — на 891 млрд (15%, см. графики). Доля закупок путем запросов котировок и закупок у единственного поставщика сократилась. В 2013 г. госзаказчики заключили контракты с малым бизнесом на 189 млрд руб., в 2014 г. — на 308 млрд руб. в виде прямых контрактов и на 277 млрд — в виде субподрядов, приводит данные представитель Минэкономразвития.

Но сократилась поддержка малого бизнеса вместе со средним, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам, критикует закон представитель ФАС (конкретные цифры он не называет). Новая система госзакупок привела к двукратному снижению числа торгов и выявила ряд проблем, продолжает он: это более прогрессивный механизм, но он нуждается в совершенствовании.

Процедура госзакупок стала более прозрачной, считает управляющий партнер тендерного агентства«Концепт» Мария Изварина. Появился единый реестр банковских гарантий, что очень облегчило процедуру проверки их подлинности, говорит директор «Примтендера» Антон Матвеев: раньше 90% рынка занимали фальшивые банковские гарантии, которые могла получить любая компания. Претензии не к закону, а к его применению, замечает директор электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров. Плохо работает электронная система торгов, каталог товаров и услуг не используется, из-за этого поставщикам сложно искать размещаемые заказы, приводит он примеры, слишком подробное описание характеристик усложняет доступ участников к конкурсу. Положения о планировании и нормировании госзакупок заработают только в 2016 г., добавляет федеральный чиновник. Ужесточение требований негативно сказалось на заказчиках, работающих на низкоконкурентных рынках, таких как поставки топлива, указывает директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас.

Еще одна претензия бизнеса — ужесточился контроль со стороны надзорных органов. Например, под ведомственный контроль попадает проведение закупки и исполнение контрактов, соблюдение процедуры закупки контролирует уже ФАС, а исполнение договора — Федеральное казначейство, Счетная палата, Ревизионная комиссия, прокуратура и МВД, сетует Зимонас. Это увеличивает временные и трудовые издержки заказчиков, отмечает он. ФАС отменяет итоги большинства конкурсов, если критерии участия в них нельзя четко измерить, жалуется консультант господрядчика, но для некоторых работ без субъективных оценок не обойтись. Из-за этого заказчики вынуждены возвращаться к аукционам. Увеличилось и время на госзакупку, в среднем — 2,5-3 месяца, раньше на это уходило не больше месяца, рассказывает Черногоров.

2014 год не может быть показательным для оценки экономического эффекта новой системы, считает Зимонас: сильное влияние оказали экономическая ситуация в стране, изменения на валютном рынке, рост цен. Во второй половине года количество участников закупочных процедур «Росатома» заметно сократилось, рассказывает он, были случаи несостоявшихся торгов из-за отсутствия участников.


12.09 13:00 Заказчики, на которых распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, с 1 января 2016 г. будут обязаны

Заказчики, на которых распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, с 1 января 2016 г. будут обязаны осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП и СРП) закупки в размере не менее 18 процентов от совокупной годовой стоимости заключенных ими договоров. При этом для заказчиков, годовой объем выручки которых превышает 10 млрд руб., указанное положение вступает в силу с 1 июля 2015 г.

К закупкам данного вида относятся закупки, если в них принимают участие:

- любые лица, в том числе СМП и СРП;

- только СМП и СРП;

- субподрядчики (соисполнители) из числа СМП и СРП, требование о привлечении которых установлено заказчиком.

Для осуществления закупок у указанных субъектов заказчикам необходимо утвердить перечень товаров, работ и услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Рассмотренные положения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Кроме того, в этом документе определен порядок заполнения годового отчета закупок у СМП и СРП, а также его форма.

 

<< >>